Сейчас скопилось много ненужных  старых ATX блоков питания для компьютера от 200 до 350Вт  с одним выводом +12В. Сейчас такие блоки берут ради установки мощных видеокарт. Поэтому эти блоки питания не потянут, а если и заработают , то уменьшается срок службы материнской платы, видеокарты, а главное жесткого диска.

Решил приспособить  компьютерный ATX блок питания для зарядки автомобильного аккумулятора.

Автомобильная зарядка для аккумулятора из ATX блока питания

Переделка не сложная заключается в изменении цепей обратной связи и опорного напряжения.

Нашёл схему Соколова Василия по переделке АТ компьютерного блока питания. Для ATX блока питания переделка  в автомобильную зарядку для аккумулятора оказалась попроще.  Главное найти блок постарее изготовленные с внедрением микросхемы содержащей в маркировке 494 либо 7500 либо их аналогов (TL494 , KA7500 , NE5561,  DBL494, M5T494P,  IR9494N , MB3759, ECG1729 , IR3M02 , IR9494 , ECG1729 , HA11794 )

схема зарядки авто аккумуляторов ATX

Слева схема цепей БП, резистор обратной связи идущий к +5В (время от времени к  тому же к +12В)

Отрезаем первую ножку и собирается легкая схема (справа).  Резистор 2к4* лучше переменный подобрать так чтоб

при отключенном S1 на выходе без загрузки было +15В, соответственно

при включенном S1 обязано быть +14В.

Т.е. имеем два режима ускоренный и обычный. Можно организовать плавную регулировку, но тогда для контроля нужен вольтметр, в "бою" это неактуально.
Схема выравнивает напряжение, но до тока перегрузки 3,5-4А, дальше при увеличении тока в нагрузке напряжение понижается практически линейно и при 8А составляет приблизительно 8-10В. Черта ограничения тока изготовлена пологой для большей стабильности работы схемы. Т.е. в старенькой схеме замечались выпадения в защиту при подключении сильно разряженных АКБ.

Подключение предохранителя желательно, по другому при неверном подключении АКБ сгорят диоды и конденсаторы выпрямителя.
Параллельно резистору 0,1 Ом можно подключить измерительную головку через соответственный резистор. Резистор делаем из нихрома , зажимаем его в чашечки от резисторов 0,5 или 1 Вт.

схема зарядки авто аккумуляторов

Транзисторы КТ3107(маркировка на фото) сгодятся  КТ361  импортные аналоги  2SA601, 2SA611, 2SA555, BC250A, BC557Б, BC446

Что ещё нужно сделать ещё, чтоб все заработало:

зарядка для аккумулятора из ATX блока питания

1. Заменить все конденсаторы, которые на 16 вольт  (те которые на +12В и -12В) на 25..35 вольт. Будьте аккуратны электролиты забавно так взрываются от превышения на их напряжения.

2. Выпрямительные диоды (которые на +12В) должны быть в корпусе ТО-220 и прикручены к радиатору без всяких прокладок, ежели диоды цилиндрические – ожидайте взрыва от перегрева, их необходимо заменить на описанные выше, на КД213А либо подобные и прикрутить к радиатору. Но я не стал париться , потому что они были прикручены к радиатору, во вторых  я оставил вентилятор для охлаждения.

3.  Вентилятор нужно прикрутить минусом к “-12В” (-15В будет) , а плюсом к “-5В”, чтоб он не вертелся при присоединенной АКБ и отсутствии сети 220В и не взвыл от +15 Вольт.

4. Замкнуть зелёный провод на корпус (черный провод), чтоб наш ATX блок питания включился.

5. Разобраться и ликвидировать цепи защиты.  В моём БП всё подходит к 1 ножке KA7500B достаточно перерезать дорожку  и припаиваем ножку к нашей схеме.

 зарядка из ATX блока питания

В других БП бывают различные и по различному реализованы. Основная – это защита от перенапряжения, задается или резисторами, или стабилитроном, схемы сопоставления бывают на транзисторах или на компараторах.

Т.е. верно собранная наша схема ЗУ будет выдавать 14В и БП может сходу при включении уйти в защиту. Вообще, чем качественней БП, тем лучше реализованы защиты.

Поиск начинать лучше с выходов БП +5В и +12, в качестве опорного напряжения для сопоставления почаще всего берется -5В стабилизированное микросхемой 7905. Ненадобные детальки удалять до получения подходящего результата.

6. Обеспечить минимальную нагрузку БП – резистор 120-180 Ом 2 Вт на "+12В".Необязательно, обычно запаяно 250ом и 80 от на “+5В”

 

схема ATX codegen_cg-07a 250W

Схема стандартного ATX БП

Номинальный ток зарядки автомобильного аккумулятора должен быть примерно в 10 раз меньше его номинальной емкости , т.е. 5,5А и время зарядки получается 10 часов.  У нас ток  примерно 3,5 А время заряда (55А/3,5А)=15,7 часов

Комментарии (3) на “Автомобильная зарядка для аккумулятора из ATX блока питания”

  • Алексей:

    Добрый день)
    помогите разобраться как раз с это схемой codagen 250xa1 250w, можете ли вы скинуть схему с помеченным красным то что нужно выпаять?

  • admin:

    Читайте внимательнее. У KA7500B отрезаем 1 ножку от платы и проводом к нашей схеме(как на фото) С24 и С 27 заменить на 25-35 вольтовые. Ещё на выход можно припаять мощный диод, чтоб аккумулятор не разряжался при отсутствии 220в и защита от переполюсовки подключения.

  • Алексей:

    сапсибо)

Оставить комментарий

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha